Позднее творчество Гайдая
Автор: Павел Зуев
Почему поздние фильмы Гайдая сейчас никто не вспоминает, неужели они оказались столь проходными и пустыми? Чтобы ответить на этот вопрос, давай взглянем на последние четыре фильма заслуженного мэтра кинемато-графа.
«Спортлото-82»
Завязка этого фильма проста, как и большинства фильмов Гайдая. На один билет лото выпадает особо крупный выигрыш, вот только горе-герои фильма умудряются его потерять. А так как сумма выигрыша очень даже вы-сока, они тут же отправляются на его поиски, по пути попадая в разного рода неприятности.
Уже по синопсису можно увидеть, что это самая стандартная комедия-положения. Самый классический Гайдай из всех возможных. Кино воспри-нимается также легко, как и предыдущие комедии режиссера. Всё сделано по уже проторенным рабочим лекалам. Зритель обязательно будет смеяться, а после просмотра выйдет из кинотеатра расслабленным и с хорошим настрое-нием. Казалось бы, что может пойти не так? Именно то, что фильм снят уже выверенным и не раз отточенным методом.
На протяжении всего просмотра вас не будет покидать чувство дежавю, ведь все это вы так или иначе уже видели в других фильмах Гайдая. Прове-ренная режиссером формула кино уже начала выдыхаться, зритель уже был знаком со всеми его основными приемами. Поэтому картина хоть и стала крайне популярной, но встречена была уже сравнительно прохладно, по сравнению с предыдущими картинами режиссера. Люди начинали понемногу уставать от типичных Гайдаевских картин.
«Опасно для жизни!»
«Спартак Молодцов — человек предельно аккуратный, непримиримый к любому беспорядку. Обнаружив однажды оборванный провод высоковоль-тной линии, он, разумеется, не мог пройти мимо. Но, как известно, «ни одно
доброе дело не остается безнаказанным» — теперь Спартак опаздывает на работу, любимая сестра собирается съехать, а невероятно активный грузин старается ввернуть ему взятку. Тем более, чинить провод никто и не собира-ется…»
Осознавая, что в устоявшейся концепции нужно что-то менять, Гайдай пытается немного экспериментировать. Так как фильм был снят во времена начинавшейся перестройки, у режиссера было больше творческой свободы, а следовательно и больше шансов разнообразить свой стиль. Вот только если и можно сказать, что Гайдаю удалось освежить свой почерк, то лишь с натяж-кой.
На этот раз Гайдай решил катком пройтись по каждому из грехов позд-него советского гражданина. Высмеять алкоголизм, взяточничество, бюро-кратизм, избыток лозунгов, разрастающихся коммерсантов и при этом уде-лить каждой этой проблеме одинаковое количество внимания. Вот только в итоге получилось так, что ни одной проблеме внимания то как раз и недоста-точно. Пытаясь угнаться сразу за несколькими зайцами у Гайдая не получа-ется поймать ни одного. Казалось бы, больше возможностей шутить, благо-даря перестройке, но ничего не смешит. Больше интересных ситуаций, но ни одна не вызывает достаточный интерес. В итоге картина получилась очень скомканной, что почувствовал как зритель, так и сам режиссер.
«Частный детектив, или Операция «Кооперация»»
«Молодой человек, оставшись без работы, решает открыть частное сыскное бюро. Неожиданно подворачивается серьезное дело. Но вскоре де-тектив попадает в руки главаря-мафиози…»
Пожалуй, самый спорный и нелюбимый зрителем фильм Гайдая. В этот раз он решил попытаться перекроить своё чувство юмора под новый лад. Найти общий язык с новым зрителем конца 80-х. Если говорить откровенно, сделать это не получилось. К сожалению, эпоха перестройки не только смела все с прилавков магазинов и вытащила последнее из карманов простых лю-дей, но и подвергла испытанию умы людей из мира творчества. Былое чув-ство баланса между сатирой и веселым задором в новой ленте Гайдая просто исчезло. Уже снискавший тогда славу у людей разных поколений, великий юморист просто не прочувствовал ритм новой эпохи. Она его будто сломала.
В результате на свет появилась этакая карикатура с мельтешащими ту-да-сюда героями, которые откровенно не понимают, чем они занимаются в кадре. На смену легкости и мудрому подтексту пришел цинично-базарный юмор. Правда, сложно винить в произошедшем самого Гайдая. Тогда всё во-круг слишком быстро менялось и режиссер просто не успевал подстроиться под ритм надвигающейся эпохи.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
«Намечено проведение важных переговоров между президентами двух великих держав – СССР и США. Однако русская мафия, пустившая корни в Америке, ставит проведение столь важного саммита под угрозу. Тогда, вре-менно объединившись в борьбе с преступными элементами, спецслужбы обоих государств – КГБ и ЦРУ – отправляют своих лучших агентов Федора Соколова и Мэри Стар на Брайтон-Бич. Именно там скрывается главный ма-фиози»
Последний фильм Гайдая, который он снял незадолго до своей смерти. Видимо, когда Гайдай собирался снимать этот фильм, то он уже устал от по-стоянных попыток придумать что-то новое. Найти общий язык с новой эпо-хой и идти в ногу с ней также, как шел когда-то давно. Поэтому, он решил снять привычное ему кино, со старым и уже привычным подходом.
Благодаря этому получилась очень милая и приятная картина, без из-лишних перегибов. Видно, что в этот раз режиссер, снимая фильм, чувство-вал себя как дома. Он не пытался заискивать перед новым поколением и не пытался угодить старому. Он снимал фильм, который понравился бы в первую очередь ему самому. Да, нельзя назвать этот фильм лучшим в карьере Гайдая. Скорее это очень приятное, и даже в какой-то мере, личное прощание великого режиссера со своим зрителем.
Комментарии
Отправить комментарий