Комедии Гайдая

Когда в вашей компании заходит разговор о великом и могучем советском кинематографе, что вы вспоминаете в первую очередь? Незабываемую классику Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Может быть, какой-нибудь из бесчисленных фильмов о Великой Отечественной Войне? Однако многие, как мне кажется, в первую очередь подумают о ко-медиях: «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы»», «Кавказ-ская пленница» и многие другие. Список таких иконических для нашего народа комедий можно продолжать еще долго. Что самое удивительное, за всеми этими фильмами стоит одна и та же легендарная личность. Человек, что не только режиссировал эти картины, но еще и самостоятельно писал к ним сценарии. Звали этого человека – Леонид Иович Гайдай.

Гайдай родился 30 января 1923 года, в городе Свободном. Однако в том же году его семья перебралась на постоянное место жительства в наш с вами родной Иркутск. Семья его была не богатой, всего у отца Иова и матери Марии было трое детей, среди которых Леонид был самым младшим. К тому же отец Гайдая имел образование всего трёх классов школы и работал на железной дороге, являясь единственным кормильцем в семье. Можно сказать, что детство Леонида было довольно бедным, но вряд-ли несчастным.
С самого детства мальчик увлекался кинематографом. Особенно ему нравились комедийные фильмы с Чарли Чаплином. Бывало, что юный Гайдай мог за день посмотреть один и тот же нравящийся ему фильм несколько раз, попросту спрятавшись под сиденьем кинотеатра в ожидании следующего сеанса.
Таким образом, продолжая посещать кинотеатры, Гайдай оканчивает в 1941 году школу, а в феврале 1942 отправляется добровольцем на фронт. Попав сначала в довольно спокойную Монголию, позже он попадает прямиком на поле боя, где за год своей службы получает медаль «За боевые заслуги». Но ему было не суждено пройти всю войну от начала и до конца, в 1943 году Гайдай получает серьезное осколочное ранение ноги, после чего получает вторую группу инвалидности и списывается в запас. Именно с этого момента и начинается серьёзный творческий путь Гайдая как режиссёра, сценариста и даже актёра.
После того, как его выписали из госпиталя, Леонид поступает в театральную студию Иркутского драмтеатра, которую с успехом оканчивает в 1947 году. Сначала пробуя свои силы в качестве актёра театра, Гайдай понимает, что хочет заниматься чем-то, что будет ближе к кинематографу. Поэтому он уезжает в 1949 году в Москву, где и поступает на режиссёрский факультет ВГИКа. Ещё во время своей учёбы Гайдай сначала пробует себя как актёра в фильме «Ляна», режиссёра Бориса Барнета. Это была его первая работа в кино.

Несмотря на свою славу комедийного режиссёра, режиссёрским дебютом Леонида Гайдая, после окончания ВГИКа в 1955 году, была драма «Долгий путь», снятая по мотивам рассказов Владимира Короленко. Фильм не получил особо восторженных откликов, но и особой критики в его адрес не было. Во время съёмок этого фильма другой режиссёр – Михаил Ромм, разглядел в Гайдае ростки комедийного потенциала и посоветовал дебютанту попробовать себя в жанре комедии. Следуя этому совету Леонид начинает съёмки своей следующей картины – «Жених с того света».
Производство фильма обернулось настоящей катастрофой для только зарождающейся карьеры режиссёра. На предпоказе сатирическая комедия вызвала целую бурю возмущений со стороны правящей партии страны, из-за чего фильм пришлось подвергнуть жесточайшей цензуре, осталось лишь не-многим больше половины. После этого Гайдай получил серьезный удар по своей карьере и ближайшие годы был буквально отлучен от профессии режиссёра.
Лишь в 1960 году ему снова выпал шанс заявить о себе как о перспективно режиссёре. Новому фильму Гайдая под названием «Трижды воскресший» был дан зелёный свет в кинотеатрах. Однако режиссёр решил отойти от комедии и снять нечто вроде героической киноповести. К сожалению, фильм Гайдая с треском проваливается, после чего Леонид впадает в долгую де-прессию и возвращается к себе на родину в Иркутск, чтобы отдохнуть и вернутся в мир кино уже тем самым мастером комедии, фильмы которого каж-дый из нас знает и с большим удовольствием пересматривает.

Громкое возвращение не заставило себя долго ждать. Уже в 1961 году Гайдай возвращается с двумя короткометражными фильмами «Самогонщики» и «Пёс Барбос и необычный кросс». Эти фильмы не только мгновенно восстанавливают репутацию режиссёра, но и приносят всероссийскую славу легендарной тройке актёров, что позднее будут сопровождать чуть ли не каждый фильм Гайдая – Юрию Вицину, Георгию Вицину и Евгению Моргунову. Или как мы их лучше знаем – Трус, Балбес и Бывалый.
После этого каждый фильм Леонида Гайдая преследовал не только оглушительный успех, но и огромная любовь со стороны зрителя. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллианто-вая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Однако несмотря на всеобщую любовь и ошеломительную популярность Гайдая не очень то любили власти СССР. Его комедии считали порой слишком вуль-гарными и пошлыми, распространяющими ложные человеческие ценности среди жителей страны. Но теперь подвергать его фильмы такой же жестокой цензуре как когда-то «Жених с того света» попросту не могли. Слишком велика была народная любовь, поэтому если фильмы и цензурили, то делали это очень аккуратно и ставили режиссёра в известность.
Сейчас все вышеперечисленные фильмы считаются непревзойденной классикой не только среди советских комедий, но и среди советского кинематографа в принципе. Леонид Гайдай вписал себя в историю как настоящий мастер своего дела, получив две медали – Заслуженного артиста СССР и РСФСР. К сожалению, 19 ноября 1993 года Леонид Гайдай скончался в воз-расте 70 лет из-за проблем с лёгкими. Переоценить вклад сделанный этим человеком в развитие советского и современного российского кинематографа попросту невозможно. Именно поэтому, начиная со следующей статьи, я начну подробнейшее рассмотрение фильмографии этого великого режиссёра, его уникального стиля и почерка. А так-же расскажу вам о не менее великой тройке Труса, Балбеса и Бывалого.

Комментарии

Популярное