Знакомство с Гайдаем Часть 1

За всю свою жизнь и карьеру режиссёра, Леонид Гайдай успел поста-вить 18 фильмов, к 15 из них он еще и писал сценарий. Не смотря на то, что в большинстве своём Гайдай снимал комедии, есть в его копилке и драматические фильмы. Вот только с чего начать знакомство с творчеством Леонида Иовича? Давайте же разберёмся.

«Долгий путь»1956
Режиссёрский дебют великого режиссёра, а по совместительству и самый его нетипичный фильм. Фильм был снят по мотивам сибирских рассказов Владимира Короленко и рассказывает незамысловатую историю о давно забытой любви двух сломленных судьбой людей. Из нетипичного же здесь то, что фильм – это драма, в то время как мы все знаем Гайдая как мастера комедии.
Нельзя сказать, что фильм получился провальным или плохим, но вместе с этим нельзя и сказать, что фильм получился отличным. Это лишь крепкий средний фильм, снятый дебютантом. Здесь нет чего-то изощренного или уникального, это стерильно снятая, как по учебнику, драма. Однако, не смотря на общую простоту истории, актёрская игра держится на достойном уровне, а сами персонажи написаны правдоподобно и аутентично. Фильм всё же стоит посмотреть как минимум в образовательных целях, чтобы увидеть работу знаменитого режиссёра в совсем нетипичном для того жанре, увидеть с чего начинался его длинный путь.

«Жених с того света» 1958
Пожалуй, первая ласточка Гайдая, которая в большинстве своём определила весь его будущий стиль и карьеру кинорежиссера, первый росток его классических комедий. У этого фильма крайне сложная история производства. Изначально он позиционировался как сатирическая комедия, в которой будет высмеиваться советская бюрократия того времени. Но чем ближе подходила картина к финальным стадиям производства, тем больше и больше её подвергали цензуре, так как считали, что фильм будет порочить чистый об-раз советского чиновника.
В итоге из полнометражного фильма «Жених с того света» превратился в короткометражный, длинной всего 48 минут. Из изначального остросоци-ального «кино-фильетона» фильм получился беззубой комедией положения, в которой довольно пресно обыгрывается интригующий сюжет. Дело в том,
что главный герой Петухов, после возвращения с отдыха обнаруживает, что его официально признали мёртвым и даже похоронили. Случилось это из-за того, что когда-то у Петухова украли документы, после чего воришку насмерть сбила машина, а его тело, благодаря краденым документам, было принято за тело Петухова. Теперь Петухову предстоит как-то доказать окру-жающим то, что на самом деле он жив.
Из-за проблем с цензурой фильм получился совсем не таким, каким он задумывался изначально. Однако те комедийные моменты, что остались, сыграли отлично. Фильм довольно тепло был принят зрителями, а Гайдай получил свою первую славу как режиссёр комедии. Сколько были довольны зрители, столько же было недовольно правительство, ведь сколько бы мо-ментов в фильме не было зацензурено, кое-что пришлось оставить. После этого Гайдай на некоторое время стал персоной нон-грата и был вынужден взять творческий перерыв до 1961 года.

«Пёс Барбос и необычный кросс» / «Самогонщики» 1961

Довольно долгое время Гайдай не мог вернуться в индустрию кино. К началу 60-х годов дело было уже даже не в том, что партия его откровенно недолюбливала, просто у режиссёра была депрессия на фоне неудачи про-шлого фильма. Но в 1961 году в свет выходят два короткометражных филь-ма, которые окончательно определяют Гайдая как режиссёра и сценариста комедии.
Именно дуэт из этих двух короткометражных фильмов приносит ре-жиссёру настоящий успех и славу у жителей СССР. Всё дело в том, что за время своего отсутствия Гайдай только отточил свой стиль и манеру съёмки. Вдобавок именно с этого момента начинается его легендарное сотрудниче-ство с не менее легендарной тройкой актёров: Георгием Вициным, Евгением Моргуновым и Юрием Никулиным, которые в последствии будут известны всей стране как Трус, Балбес и Бывалый.
«Самогонщики» – это настоящее театральное представление длинной всего 18 минут. Чистокровная и филигранно исполненная комедия положе-ния, где весь юмор строится не на диалогах, а на общей абсурдности проис-ходящей в кадре ситуации. Трое приятелей гонят самогон, но вскоре что-то идет не по плану и оказавшаяся по близости собака ворует змеевик. Герои сразу устремляются в погоню за необходимой каждому уважающему себя самогонщику вещью, однако по пути оказываются у полицейского участка, где их успешно ловят и арестовывают. Как видите в самом сюжете нет абсо-
лютно ничего сколько-нибудь оригинального, но то как именно обставлен и снят весь процесс варки самогона и погони делает эту короткометражку от-личной комедией.
То же самое можно сказать и о короткометражном фильме «Пёс Барбос и необычный кросс», за исключением лишь того, что это первое произведе-ние про знакомую нам всем троицу – Труса, Балбеса и Бывалого. Этот фильм был снят по мотивам фельетона Степана Олейкина и повествует о том, как трое браконьеров ловят рыбу, при этом глуша её динамитом. Вся соль заклю-чается в том, что только привязанную к палке и подожжённую шашку дина-мита хватает пёс Барбос и хочет её вернуть самим браконьерам. Следующие 10 минут это юморная погоня, сдобренная всеми абсурдными аспектами ко-медии. Стоит отметить, что короткометражка номинировалась на Каннском кинофестивале 1961 года в категории «лучший короткометражный фильм».
Описанное выше лишь самое начало творческого пути Леонида Гайдая, его проба пера и попытки обрести твёрдую почву под ногами. Если вы хоти-те полностью ознакомиться и проследить творческий путь Гайдая, то начи-нать стоит именно с этих фильмов. В следующий раз мы с вами поговорим о легендарных фильмах Гайдая, которые окончательно и бесповоротно вписа-ли его в историю кино как настоящего мастера комедии.

Комментарии

Популярное