Легкие не танцуют – кислород прекращает поступать

Авторская рубрика "Кино-грамм"
Автор: Павел Зуев

Как всем нам известно, сейчас что «Фонд Кино», что Министерство Культуры Российской Федерации, если выделяют средства на съёмки каких-либо фильмов, то преимущественно на комедии. Ведь жанр комедии крайне любим неприхотливым зрителем и даже самая спорная, в плане качества, картина имеет все шансы окупиться. Тем удивительней, когда их поддержкой заручаются такие откровенно нишевые фильмы как вышедший в 2008 году «Кислород», нашего иркутского режиссёра Ивана Вырыпаева.
Ещё до «Кислорода» Иван уже успел снять свой первый полнометраж-ный фильм «Эйфория», который получил малого золотого льва на Венециан-ском кинофестивале. Благодаря успеху своей дебютной работы Иван смог получить финансирование для своего нового крайне своеобразного, а для не-которых и откровенно странного, проекта.
История рассказывает нам о жизни Александра и Александры, людей, что благодаря невероятному стечению обстоятельств, полюбили друг друга. Однако это лишь «скелет» всего сюжета. Вокруг этого «скелета» режиссёр составляет целый пласт высказываний на такие сложные темы как религия, война, смерть, убийства. Основная завязка служит лишь фоном для его рас-суждений, удобной взлётной полосой для самолёта его мыслей. Вдобавок ко всему этому фильм еще и составлен по очень странной, можно даже сказать, уникальной структуре.
«Кислород» представляет собой скорее странный мюзикл, чем фильм в классическом его понимании. С самого начала кино вводит в ступор, перед зрителем возникают два человека, сидящие в темноте рядом с микрофоном в студии звукозаписи. При этом сразу же на экране демонстрируется список песен, как обычно их печатают на задней стороне коробок от дисков. Уже здесь на самом верху будет написано: «Альбом «KISLOROD»». Пожалуй, именно это и описывает ярче всего сам фильм. «Кислород» – это интерак-тивный альбом, разделенный на 10 клипов, что связанны между собой лишь крайне тонкой ниточкой основного сюжета, который периодически теряется в хитросплетениях мыслей самого режиссёра. Все 10 клипов – это высказы-вание Ивана Вырыпаева на тему 10 заповедей, таких как: не прелюбодейсту-вуй, не кради, не убивай и т.д. Каждая из них рассматривается в форме бело-го стиха через призму взаимоотношений тех самых Александра и Алексан-дры.
В этом и есть как и главное очарование фильма, так и его главная про-блема. Если сознательно не вдумываться в происходящее на экране, то фильм вам попросту не понравится и покажется абсолютно несвязной кашей из стихов и музыки. Всё дело в том, что режиссёр даже не пытается говорить со зрителем, вести с ним диалог. Он лишь высказывает свои мысли и своё мнение, которое может в корне расходится с мнением вашим. К тому же ска-зано всё будет не прямо в лоб, а через огромное количество метафор и аллю-зий, как словесных, так и визуальных. Конечно, такой подход к фильмам встречался и раннее, когда сам фильм – это скорее визуальное сопровожде-ние к музыкальному альбому, вспомнить ту же «Стену» Пинк Флойд. Однако уникальность «Кислорода» именно в том, что ни одна его составляющая не может восприниматься полноценно в отрыве друг от друга. Музыка без фильма не будет иметь должного контекста, а фильм без музыки будет безынтересной и пустой историей о любви.
С точки зрения кино, «Кислород» – это натуральный бардак. Даже если зритель будет безотрывно смотреть на экран и искренне стараться вдуматься и уследить за всем происходящим на экране, то он всё равно рискует запу-таться и потерять нить повествования. Всё дело как раз таки в том, что фильм буквально разделён на 10 отдельных клипов. В самих клипах постоянно сме-няется антураж, место действия, а порой вместо картинки с камеры появля-ются анимированные вставки. Можно поверить, что такая концепция хорошо звучала и работала на бумаге, ещё на этапе задумки самого фильма. Вот только в итоге то что получилось крайне тяжело смотреть, так как к концу фильма мозг попросту перегружается. Минусов ко всему этому добавляет и трясущаяся камера, что в некоторых клипах особо переусердствует с движе-нием, из-за чего зрителя может банально укачать.
В итоге получается, что «Кислород» Ивана Вырыпаева – это крайне интересное произведение, но вместе с этим и крайне спорное. Как экспери-мент, как высказывание, этот фильм справляется со своей ролью на все сто. Он крайне необычен и уникален во всех своих проявлениях. Если он вас увлечет, то после просмотра вам искренне захочется разобраться и в его сю-жете и в мыслях самого режиссёра. Вот только его необычность и есть та са-мая «ахиллесова пята», что в своё время отпугнула от него большинство зри-телей, а немногие из тех, что посмотрели, либо были в корне не согласны с режиссёром, либо фильм абсолютно не поняли.
«Кислород» обязателен к просмотру для каждого любителя хорошего и сложного арт-хауса. Если же вы не любите современное искусство или вы
смотрите фильмы только для того, чтобы расслабиться, то смело проходите мимо. «Кислород» – это фильм высказывание, который не церемонится со зрителем и даже не пытается затянуть вас в свой мир. Вместо этого он лишь отпирает замок от своей двери, входить или нет – решать уже вам

Комментарии

Популярное