Знакомство с Гайдаем. Часть 2

Автор: Павел Зуев

В прошлый раз мы с вами ознакомились с самым началом творческого пути Леонида Гайдая. С его режиссёрским дебютом «Долгий путь», а также с его первым комедийным опытом «Жених с того света» и короткометражками «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Сегодня же настало время поговорить о фильмах, что в своё время по-настоящему прославили Гайдая на территории всего СССР.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 Фильм-альманах, состоящий из трех самодостаточных новелл, связанных между собой главным героем Шуриком. В новелле «Напарник» Шурик расправляется с хулиганом Верзилой, а также занимается его увлеченным перевоспитанием. В «Наваждении» довольно экстравагантным и необычным для советского зрителя способом пытается подготовиться к важному экзамену. А в «Операции «Ы»» встречается с уже знакомой нам по «Самогонщикам» проходимцами Трусом, Балбесом и Бывалым и предотвращает «ограбление века».
Вместе с короткометражками «Самогонщики» и «Пёс Барбос и необычны кросс» этот фильм формирует цельную трилогию, которая знаменует собой полноценное становление Гайдая как самостоятельного режиссёра. На момент выхода в 1965 году этот фильм был безоговорочным лидером проката на всём советском кинорынке. По сохранившейся информации с продажи билетов на сеансы, этот фильм посмотрело почти 70 миллионов граждан Советского Союза. Конечно, все три новеллы это классическая комедия положения, где основным двигателем сюжета является не сам Шурик, а события что разворачиваются вокруг него, в которых ему приходится самыми разными способами выпутываться из различных курьёзных ситуаций. Однако уже здесь виден рост Гайдая уже не только как режиссёра, но и как сценариста. По сравнению с предшествующими короткометражками у персонажей появляется гораздо более нетривиальная мотивация к действиям, а сами юмористические ситуации, в которых оказываются главные герои, стали остроумней. Наиболее ярко это заметно во второй новелле «Наваждение».
Начинается всё с того, что Шурику необходимо подготовиться к экзамену, вот только незадача, последний нужный учебника забрала другая студентка и Шурик находит гениальный выход из сложившейся ситуации. Он решает начать читать учебник вместе с девушкой, неотступно следуя за ней по пятам. Именно эта ситуация и служит лейтмотивом для всех разворачивающихся в дальнейшем событий. Со структурной и сценарной точки зрения это простой путь героя из точки А в точку Б. Вот только этот путь насыщен всевозможными деталями и событиями. Вот Шурик и студентка перешагивают буквально секунду назад закрытый канализационный люк, а вот Шурик заходит вместе со студенткой прямо в её квартиру. При этом они друг друга всю новеллу совсем не замечают, а накал абсурда новеллы растёт на всём её протяжении. Стоит также отметить, что именно новеллой «Наваждение» правительство СССР было особенно недовольно. В моменте когда Шурик попадал в квартиру студентки из-за удушающей жары герои раздевались до нижнего белья, что тогдашней цензурой считалось излишне вульгарным и даже пошлым шагом. Тем не менее, не смотря на недовольство цензуры, фильм был допущен в прокат практически без изменений и стал первым настоящим всесоюзным хитом Леонида Гайдая.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966
Буквально спустя год после своего предыдущего ошеломительного успеха, Гайдай выпускает в кинотеатры свой новый фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», который можно назвать вершиной в его раннем комедийном творчестве. Теперь никаких новелл, это полноценный художественный фильм, с хорошо прописанными персонажами и сюжетной линией. Главный герой уже полюбившийся зрителям Шурик, а в качестве антагонистов не менее любимые зрителями Трус, Балбес и Бывалый. Однако и в этот раз фабула до боли проста. Шурик отправляется изучат фольклор в одну из горных республик, где влюбляется в спортсменку и комсомолку Нину. Но вот незадача, Нину похищают трио проходимцев, и теперь Шурику предстоит отправиться в погоню и вызволить девушку из беды. В этот раз производство всего фильма можно назвать одним большим экспериментом и импровизацией. Да, несомненно, сценарий был написан и его так или иначе придерживались, но творческий процесс со стороны актеров был целиком и полностью открыт для импровизаций. Чтобы актеры придумывали как можно больше смешных ситуаций и моментов, Гайдай даже завёл особый «золотой фонд», состоящий целиком из шампанского. Если кто-то генерировал что-то действительно смешное и непротиворечащее основному сюжету картины, то он получал целую бутылку шампанского. Здесь стоит отметить вклад знаменитой троицы Вицина, Никулина и Моргунова. Большинство гэгов связанных с их персонажами было придумано именно ими. Когда фильм уже находился на последней стадии производства и был смонтажен первый вариант картины, началась настоящая война между Гайдаем и цензурой.
Изначально из фильма хотели вырезать множество сцен, но после очень долгих споров и препирательств в итоге их пришлось переделывать. Так, например, сцена когда Трус выкрикивает фразу «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!» изначально должна была звучать как «Да здравствует советский суд! Самый гуманный суд в мире!» и такого рода правок было великое множество. В итоге, когда количество зацензуренного материала перевалило все разумные пределы, фильм и вовсе было решено запретить. И так бы картина и канула в небытие, если бы каким-то совершенно случайным образом плёнка не попала в руки Леониду Ильичу Брежневу. Ему фильм очень понравился и в итоге был дан зелёный свет и плёнку разослали по всем кинотеатрам необъятной страны. Стоит ли говорить, что фильм стал еще большим хитом, чем предыдущий. На этот раз число зрителей увеличилось чуть ли не до 80 миллионов. Это был большой шаг вперед для Леонида Гайдая не только как для режиссёра, но и как для сценариста. Так как впервые за долгое время он снял полноценный фильм, не разделенный на отдельные новеллы и при этом связанный цельным сюжетом. Совершенно заслужено «Операция «Ы» или Новые приключения Шурика» считаются настоящей классикой советского кинематографа.

В следующий раз мы поговорим уже о более зрелом этапе творчества Леонида Гайдая и о том, как филигранно ему удавалось обмануть сверхмощный цензурный аппарат СССР.

Комментарии

Популярное